Основы менеджмента: Учебное пособие
1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
1.6. Организационная структура
Формальные и неформальные организационные структуры
В системах менеджмента деловых организаций различают формальные и неформальные организационные структуры. Формальные ОССМ - это такие, основные положения о которых документально закреплены в соответствующих директивных актах фирмы: графические схемы структуры, штатное расписание персонала с перечислением звеньев и количеством в них исполнителей функций, положение об отделах, службах и отдельных исполнителях с указанием их подчиненности определенным руководителям организации. Неформальная ОССМ - это система взаимоотношений между управленческими работниками, не опосредованная формальными властью и полномочиями. Основой таких структур являются неформальные лидеры, обладающие высоким профессионализмом, моральными ценностями и принципами. Вокруг них формируются группы людей, которым интересны взгляды и суждения лидеров по различным аспектам деятельности организации. Если неформальная структура способствует развитию организации, то ее руководители должны поддерживать такие неформальные группы.
В крупных компаниях в целях использования интеллектуального потенциала сотрудников и на этой основе повышения эффективности управленческой деятельности, создаются на межфункциональной основе комитеты, советы и иные общественные «формирования для выработки и реализации стратегий в особо важных сферах работы организации. Такой подход также способствует появлению неформальных лидеров и организационно целенаправленному применению их способностей и умений. В производственной сфере компаний могут формироваться на аналогичной основе структуры по решению насущных проблем и задач. Замечательных успехов достигли в этом деле японские фирмы путем практически повсеместного формирования «кружков качества», приносящих в национальном масштабе многомиллиардные прибыли, активно влияющие на технологический уровень производства и качество продукции, известные всему миру.