Основы менеджмента: Учебное пособие
1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
1.7. Персонал
Содержание и роль управления персоналом
Управленческий персонал - это руководители, специалисты и технические работники. Он является важнейшим элементом системы менеджмента, а управление персоналом - стратегически наиболее существенной из всех остальных ее функциональных подсистем. Управленческие работники одновременно входят в состав другого элемента системы менеджмента - ее организационной структуры. Именно эти два элемента определяют систему менеджмента как живую человеческую систему, которой свойственны уникальные особенности, вытекающие из индивидуальных черт характера людей и их интересов в конкретной деловой организации. Эта особенность формирует особое содержание и свойства подсистемы «управление персоналом».
В любой организации, как правило, имеется категория трудноуправляемых людей. Исходя из личных психологических качеств и отношения к своим служебным обязанностям трудно-
управляемые сотрудники деловой организации по этим признакам могут классифицироваться как:
- «ленивые», выполняют не в полном объеме то, что входит в их служебные обязанности;
- «злые» - это те, которые отравляют отношения между людьми враждой;
- «беспомощные», - постоянно терпят неудачи;
- «эмоциональные», т.е. чрезмерно погруженные в свои личные переживания, снижающие концентрацию внимания на служебных обязанностях;
- «аморальные» - те, которые ради своих личных интересов и их удовлетворения используют ресурсы организации;
- «занимающие оборону» в любом случае, т.е. позицию ежа, стремясь отстраниться от решения проблем и насущных дел;
- «бесчувственные», их мало или совсем не интересует жизнь коллектива;
- «ожесточенные», постоянно помнящие о прежних обидах;
- «уклоняющиеся», активно избегающие всего, что выходит за формальные рамки их служебных обязанностей;
- «запуганные», опасаются всего, «как бы чего не вышло», ориентируются на возможность негативного исхода решений;
- «неумные», систематически делающие неверные выводы и ошибки;
- «самоуверенные», считающие себя непогрешимыми во всем.
Наличие в организации таких сотрудников предполагает необходимость использования индивидуальных стилей влияния на них, таких как: строго директивный, наказывающий, поддерживающий, индивидуальный и др.
Формирование подсистемы управления персоналом
Как любой управленческой системе подсистеме «Управление персоналом» присущ универсальный состав из 9 элементов, т.е. цели, принципы, функции, методы, организационная, структура, управленческий персонал (осуществляющий их реализацию), технология, техника и информация, необходимая и используемая для достижения целей этой подсистемы. В классической теории научного менеджмента с первых лет ее существования управленческому персоналу придано особое значение. В трудах М. Вебера, А. Файоля, Г. Эмерсона и ряда других изложены фундаментальные идеи и положения в этой области, не утратившие до сего времени своей актуальности и практической значимости. История современной цивилизации имеет немало примеров, подтверждающих роль умелого подбора персонала для решения стратегических национальных задан. Например, талантливейшего государственного и военного деятеля Франции Наполеона Бонапарта окружала подобранная им кагорта людей выдающегося ума и таланта Это министры - Лаплас (физик); Карно (математик), Шанталь (химик); военные умы Франции - Бертье, Бернадот, Даву, Журдан, Жюно и многие другие.
Классик научного менеджмента француз Анри Файоль в труде «Учение об управлении» указывал, что руководитель организации должен:
- знать в совершенстве свой персонал;
- устранять неспособных;
- хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
- производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
- следить, чтобы среди персонала господствовала активность и преданность, или то, что в современном прагматическом менеджменте называют корпоративным духом.