Основы менеджмента: Учебное пособие
1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
1.7. Персонал
Функция оценки качества трудовой деятельности
Целью функции «оценка качества трудовой деятельности» является определение меры пригодности работника выполнять определенные задачи и возможностей его профессионального развития с ориентацией на перспективу. Практический интерес представляет технология осуществления этой функции по опыту ФРГ. Здесь используют методы наблюдения, фиксации, составление периодических характеристик на работника, отражающие качество и количество труда. Критериями оценки являются:
- знания по специальности;
- способность к кооперации, работе в группе;
- качество труда;
- готовность к достижению высоких результатов;
- готовность принимать решения;
- самостоятельность;
- стратегический подход к делу;
- убедительность суждений;
- способность переносить нагрузки;
- экономический образ мышления;
- способность делегировать задачи;
- гибкость мышления;
- способность отстаивать собственную позицию;
- чувство ответственности за выполнение возложенных обязанностей;
- склонность к инновациям;
- творческий подход к делу;
- надежность;
- способность развивать контакты;
- лояльность;
- умение вести переговоры;
- уверенность в себе;
- отождествление себя с предприятием.
Используются следующие виды оценок сотрудников по перечисленным выше критериям:
- отдача недостаточна;
- отдача соответствует требованиям в полном объеме;
- отдача превосходит требования в значительной степени. При аттестации сотрудников по приведенной выше технологии сотрудники соответственно подразделяются на:
- непригодных:
- «проблемных», которые еще могут по оценке улучшить результаты своей деятельности;
- «работяг» - это те, которые отождествляют себя с предприятием, однако имеют ограниченный потенциал для развития;
- «лучшие кадры» - перспективные сотрудники, имеющие большой потенциал для продвижения и ротации на разных уровнях и в различных по характеру деятельности службах фирмы.
Периодически проводимая аттестация сотрудников деловых организаций на основе ежегодно составляемых письменных характеристик аттестуемых, экспертных оценок, тестирования, социологических исследований позволяет руководству принимать более объективные и обоснованные решения о соответствии работников занимаемым ими должностям, изменении или сохранении системы мотивации их труда, необходимости повышения квалификации в той или иной сфере деятельности. В це лом аттестация рассматривается как средство повышения эффективности использования кадрового потенциала организации, выдвижения на вакантные должности работников из своей корпоративной среды, ценности которой ими признаны и соблюдаются в процессе трудовой деятельности. Фирмы в соответствующих местах вывешивают объявления об имеющихся вакансиях для того, чтобы сотрудники могли принять участие во внутрифирменном конкурсном отборе.