Основы менеджмента: Учебное пособие
1. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА
1.8. Технология, техника, информация
ТЕХНОЛОГИЯ
Всякая работа выполняется людьми в определенной логической последовательности с использованием тех или иных орудий труда и приспособлений, применением специфических способов воздействия на предмет труда в целях его преобразования в соответствии с потребностями. При этом каждая работа требует своих особых способов, орудий и временной последовательности действий. Все это относится в равной мере и к управленческой деятельности, под которой понимается временная последовательность осуществления управленческих работ с использованием определенной совокупности приемов и способов и применением соответствующих технических средств. Как система технология управления представлена на рис. 28. Являясь элементом системы менеджмента технология формируется под воздействием ее элементов и одновременно оказывает на них соответствующее влияние: будучи оптимальной она повышает эффективность системы в целом, а несовершенной - снижает ее результативность.
Рис. 28. Технология менеджмента как система
Функциональное содержание менеджмента многообразно и включает множество подсистем. Поэтому различают технологию системы менеджмента, или его макротехнологию и микротехнологию функциональных подсистем. Кроме этого различные виды менеджмента, такие как программно-целевой, ситуационный, проблемно-ориентированный и другие базируются на соответствующих их сущности технологиях. Стиль деятельности руководителей-менеджеров и управленческие решения также характеризуются специфическими формами технологии их осуществления. Исходя из этого следует, что технология менеджмента понятие не однородное, а включает различные виды технологий, специфика которых определяется объектом управленческой деятельности, ее целями и методами (рис. 29).
Рис. 29. Виды технологий менеджмента
Технология функционирования системы менеджмента в основном определяется степенью культуры управленческой деятельности, возможностями и деловыми способностями организации. Важнейшим условием при этом выступает наличие корпоративных стандартов деятельности, философии, миссии концепции управления с одной стороны и эффективных методов контроля с другой стороны. Причем это должно происходить добровольно, сознательно, что обеспечивается всей совокупностью элементов системы менеджмента, ее функциональных подсистем и, в первую очередь, подсистемой управления персоналом. Другими словами, корпоративный менеджмент в узком смысле этого термина обязан обеспечивать единство, целеустремленность, согласованность ориентации всех сотрудников вокруг целей и принципов деятельности организации. Именно при таком условии создается эффект «сконцентрированного пучка энергии людей» во многом или почти во всем определяющем степень эффективности работы коллектива.