Основы менеджмента: Учебное пособие
5. МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Роль и задачи управления мотивацией персонала
Управление мотивацией персонала деловых организаций с позиций системной методологии менеджмента рассматривается в качестве подсистемы общей или интегральной системы управления фирмой, предприятием. Поэтому наряду с общесистемными свойствами этой подсистеме присущи свои особые, специфические содержания и свойства, которые отражаются в целях, принципах, функциях и других элементах ее структуры. Фундаментальной целью мотивации персонала является обеспечение организации образованными и высокопрофессиональными сотрудниками, преданными интересам компании, отождествляющими себя с ней. Это формирует устойчивую, сильную мораль и ведет к высокой эффективности благодаря тому, что сотрудники очень много работают для успешного выполнения целей предприятия, доводя отождествление с ним до жертвенности его интересам. Наиболее наглядно это проявляется в отношении к использованию отпусков, сверхурочным работам, участию в различных общественных формированиях по улучшению деятельности предприятия (кружки качества и производительности, комитеты, комиссии, советы предприятия и т.д.).
Администрация заинтересована в том, чтобы персонал заботился не только о своем собственном благополучии, но и о благополучии всей организации. Возможно это лишь при справедливом отношении к нему, стержнем которого выступает справедливое вознаграждение. Однако размер его должен быть справедливым и к работнику, и к компании, что весьма трудно достигается на практике и является результатом искусства менеджеров управлять. Немаловажную роль при этом играет фактор времени и форма, в которой выплачивается вознаграждение.
В процессе реализации фундаментальной цели мотивации реализуются и такие задачи (подцели), как достойное материальное обеспечение сотрудников при выходе на пенсию, создание такой системы вознаграждения, которая не уступала бы аналогичным конкурирующим (родственным) фирмам. В таких условиях работник не будет стремиться к поиску более выгодных мест приложения своей энергии и способностей.
Менеджеры должны создавать атмосферу, ситуации, чтобы персонал чувствовал и был уверенным в возможности удовлетворения своих конкретных потребностей посредством своего поведения, приводящего к реализации целей организации. Вырабатывая методы мотивации, необходимо учитывать, что потребности у разных людей имеют принципиальные различия, их структура определяется местом личности в социальной структуре общества и ранее приобретенным опытом участия в трудовой и общественной жизни. Поэтому для разных людей одни я те же потребности имеют различную степень ценности и важности; т.е. потоп к выработке мотиваторов деятельности должен быть дифференцированным.