Основы менеджмента: Учебное пособие
6. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Выработка и использование современных методов менеджмента
Стержнем эффективной методологии менеджмента должны быть современные методы. Они представляют собой систему, т.е. взаимообусловлены, пропорциональны по силе воздействия, своевременны в части применения к условиям конкретной ситуации. Среди всей многочисленной совокупности методов управления в рыночной экономике особое значение придается программно-целевым, прогнозным, проектным, информационно-аналитическим и др. Именно эти из них должны стать нормой управления. И, конечно, особая роль принадлежит методам воздействия на управленческий персонал, побуждающий сотрудников активно и творчески исполнять свои функциональные обязанности в строгом соответствии с законами страны, философией и концепцией фирмы.
Выработка и использование методов менеджмента, их характер должны ориентироваться на системно-мультипликационный эффект, когда нововведения в одной области деятельности вызывают эффекты в смежных сферах, и таким образом суммарный эффект увеличивается многократно. Применение программно-целевых методов менеджмента предполагает выявление сфер функциональной деятельности, в наибольшей мере определяющих долговременную конкурентоспособность организаций. К ним в большинстве случаев относится управление сокращением затрат на производство и реализацию продукции, качеством, производительностью, персоналом, инновациями. Создание эффективных систем внутрифирменного функционального управления должно исходить из принципа «не допускать возникновения проблем» вместо традиционного подхода, ориентирующего на выявление проблем и исправление ошибок, т.е. «управления по отклонениям». В крупных и средних организациях для этих целей целесообразно формировать группы по развитию систем управления на межфункциональной основе из представителей различных подразделений и ориентировать их деятельность на внедрение эффективного механизма взаимодействия функциональных сфер с таким расчетом, чтобы осуществляемые изменения в одной из них не оказывали бы негативного влияния на остальные. Для успеха в этой области руководство обязано принять долгосрочное обязательство по систематическому внедрению процесса улучшения работы в качестве составной части системы управления фирмой, верить в то, что предотвращение проблем лучше, чем устранение возникающих ориентироваться на стандарт «ноль ошибок», потребителей и поставщиков как на своих партнеров.