Основы менеджмента: Учебное пособие
8. ВНУТРИФИРМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Роль оценочных критериев в процессе контроля
Стандарты деятельности, или, другими словами, конкретные цели различных сфер функционирования организации, вытекают из деловой стратегии, долговременных и текущих планов и иных целевых установок. Такие стандарты имеют четкие количественные и временные параметры, благодаря чему выполняют роль критериев оценки результатов работы (например, в течение года фирма должна повысить производительность труда на 1,2%, увеличить объем продаж на 3% и т.д.). Необходимо по всем сферам деятельности устанавливать показатели результативности (в т.ч. социально-психологической и этической), так как без них эффективно осуществлять контроль практически невозможно. Руководство организацией при отсутствии развитой совокупности оценочных критериев фактически осуществляется интуитивно в виде реакции на изменяющуюся ситуацию. Такое управление невозможно рассматривать как руководство, так как оно таковым не является по определению.
При сопоставлении результатов текущей деятельности организации с установленными стандартами определяется, в какой мере они соответствуют плановым и допустимы ли выявленные отклонения. Поэтому, исходя из масштабов и характера деятельности фирмы, устанавливаются масштабы допустимых отклонений, а система контроля включается в анализ их причин и выработку корректирующих действий лишь в том случае, когда фактическое отклонение от установленного стандарта превышает допустимую величину. Если бы реакция, системы контроля осуществлялась даже при малейшем отклонении, то она была бы недостаточно эффективной, т.е. эффект от ее функционирования снижался бы за счет значительных затрат на корректирующие воздействия.