Общая теория права: учеб. пособие для вузов
Глава III. СУЩНОСТЬ ПРАВА
§ 1. Понятие сущности права
Подходы к понятию сущности права
Понятие сущности права - наиболее важная, базовая проблема общей теории права. От правильного ее решения зависит успех в постижении истины всех исследуемых правовых вопросов.
В научной и учебной литературе сущность права характеризуется по-разному, и некоторым авторам это представляется запутанным, чуть ли не взаимоисключающим, поскольку, дескать, в двух или многих утверждениях об одном и том же истиной может быть только одно. Но это правило логики относится только к конкретному, однозначному факту, к тому, который утверждается или отрицается: идет дождь или нет, цветок белый или красный, человек живой или мертвый и т.д. Оно неприемлемо по отношению к многостороннему явлению, к абстракции, дефиниции вообще, к интерпретации сущности права в особенности, являющегося архисложным социальным феноменом. Особенно разочарованы неодинаковым пониманием сущности права те, кто отождествляет его с законом, а точнее - только с волей законодателя (независимо от того, кто законодательствует - народ, удачный или неудачный парламент, правительство или диктатор), те, кто считает, что право «дается* государством. Для них сущность права однозначна - государственная воля. Другие же интерпретации сущности права, с их точки зрения, ложные, и они их беспощадно критикуют.
При поверхностном подходе к воззрениям различных авторов о сущности права действительно их позиции могут показаться весьма противоречивыми, поскольку одни теоретики ставят акцент на государственную волю, другие -на общую волю (народа), третьи - на свободу воли, четвертые - на обязательную нормативность, пятые - на защищенный государством интерес, шестые - на компромисс интересов, седьмые - на особые психические переживания, восьмые - на минимум нравственности, девятые - на справедливость (политическую или нормативно закрепленную). Есть и другие варианты постановки акцента. При этом многие правоведы усматривают в сущности права несколько добродетелей, взятых вместе. В частности, римские юристы сводили право к воплощению в нем разума, добра и справедливости. Да и современные правоведы в сущностной характеристике права называют ряд его качеств.
Сторонники марксистского подхода к праву его сущностью считают возведенную в закон материально обусловленную волю господствующего класса. Такое толкование многие десятилетия вплоть до конца 80-х годов XX в. преподносилось в учебниках по праву в странах социалистической ориентации. В некоторых учебниках и учебных пособиях оно отстаивалось и в 90-е годы.
Подавляющее большинство учебной литературы отражает отход от классово-волевой интерпретации сущности права. Сущностью права, утверждается в учебнике под редакцией В. В. Лазарева, «является обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой поведения и деятельности людей».
Далее подчеркивается, что право способно «служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом». По В.И. Гойману: «Сущность права -это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе».
Значительная часть известных современных правоведов (У. Лаутен, О. Э. Лейст, В.К. Бабаев и др.) в многочисленных интерпретациях сущности права выделяют три основных направления (три группы правовых школ):
1) нормативистское, в центре внимания которого находится абстрактная правовая норма (юридический позитивизм);
2) социологическое, воспринимающее природу права как социальный механизм, гармонизирующий индивидуальные и общественные интересы (социологическая и современная реалистическая школы права);
3) философское (нравственное, возрожденное естественно-правовое), характеризующее идеально-целостную миссию права.