рефераты, курсовые, дипломы на заказ: актуально, качественно, удобно  
Диплом Арт - дипломы, курсовые, рефераты, контрольные работы на заказ Гарантии Прайс-лист Экспресс-заказ Оплата и доставка Контакты
Заказать реферат Заказать курсовую Заказать диплом

Общая теория права: учеб. пособие для вузов

С.Г. Дробязко, B.C. Козлов

Глава IX. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ

§ 4. Право и обычаи

Обычаи, обыкновения, традиции связаны с общественной психологией, т.е. с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в определенной степени развивающихся по стихийно проявляющимся человеческим чувствам, эмоциям, иллюзиям и т. п. «Общественная психология испытывает на себе воздействие права и оказывает на него определенное влияние. Именно в сфере общественной психологии складывается правовая культура, свойственная стабильному гражданскому обществу; с другой стороны, именно в общественной психологии сохраняются права и привычки, которые подменяют право иными регуляторами поведения» (Общая теория права / Под общ. ред. А. С. Пиголкина. M., 1995. С. 114).

Под обычаем принято понимать правило поведения, соблюдаемое человеком в силу привычки, т.е. действовать не задумываясь, не давая оценки своим действиям.

Обычаи возникают на основе многократного длительного соблюдения норм нравственности, быта (правила приличия, гигиены, поведения в гостях и т. п.), ряда норм права (например, соблюдение правил уличного движения, движения транспорта по правой стороне и т.д.). Та или иная норма, переходя в обычай, теряет оценочный характер в том смысле, что такое поведение «хорошее» или нет, отходит на второй план перед привычностью ее выполнения. Если правовая норма имеет критерии оценки, к примеру имеет или не имеет юридического значения, а моральная - похвально или постыдно и т.д., то та же норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия человеком, привыкшим к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.

Традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции имеют своей целью сохранить стремление людей, следовать поведению, унаследованному от предыдущих поколений. Традиции возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. Например, обычай празднования масленицы, который исходит от язычества. Отдельные обычаи, имеющие высокую общественную значимость, санкционируются государством и признаются государственным праздником (например, празднование Нового года, ритуал приведения главы государства к присяге (ст. 83 Конституции Республики Беларусь)).

Традиции связаны с нормами морали в том смысле, что то или иное действие одобрено моралью, а лица, пренебрегающие этой традицией, заслуживают морального порицания. Традиции схожи с обычаем в том плане, что они опираются не только на поддержку общественного мнения, но и на психологические факторы, в частности на эмоции человека, его стремление следовать распространенному примеру, которому следуют все окружающие.

Обыкновения, или деловые обыкновения, - это устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту. Некоторые деловые обыкновения могут санкционироваться государством. Например, правила очередности погрузки и разгрузки в морских портах.

Обыкновения имеют место в быту, когда в силу привычки установлен определенный порядок, например качество проданной вещи должно соответствовать ее нормальному использованию.

Осенние скидки!

Сделав заказ работы у нас до 30 ноября., Вы получаете скидку 10% на все виды работ!
Новости

29.09.10 16:56
Новая книга по менеджменту

В разделе менеджмент опубликован сборник статей Менеджмент в эпоху глобализации

28.09.10 12:11
Новая книга по финансам

Заказать диплом, курсовую по предмету:

экономика

финансовый анализ
бизнес-планирование
инвестиции
менеджмент
маркетинг
экономическая теория
макроэкономика
микроэкономика
управление персоналом
финансы
денежное обращение и кредит
экономика предприятия

юриспруденция

правоведение
гражданское право
трудовое право
авторское право
финансовое право

гуманитарные науки

социология
политология
психология
педагогика
философия
этика
культурология
история

туризм

сервисная деятельность
экономика в туризме
менеджмент туризма
техника и технология туризма