Общая теория права: учеб. пособие для вузов
Глава XIV. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА
§ 3. Рабовладельческое (древнее юридическое) право
Кодификация Юстиниана
Вершиной развития древнеримской правовой культуры является знаменитая кодификация Юстиниана - итог тысячелетнего развития римского права и правовой науки как важнейшего его источника. Сочинениям пяти самых выдающихся римских юристов П-Ш вв. (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) Валентиан III в 426 г. придал силу закона.
Систематизация правовых норм византийского императора Юстиниана, названных позднее Сводом гражданского права, представляет собой три части:
1) Институции - изложение основ римского права, в значительной мере состоящее из трудов Гая, его «Институций», а также работ Ульпиана, Флорентина и Марциана;
2) Дигесты (или Пандекты) - собрание из сочинений 38 выдающихся римских юристов с I в. до н. э. по IV в. н. э., состоящее из 50 книг;
3) Кодекс Юстиниана, состоящий из 12 книг, представляющих собой собрание императорских конституций начиная со II в. до н. э., которые некоторые современные правоведы именуют указами.
Исключительную стройность римской правовой системы подчеркивал И. А. Покровский. Он утверждал, что именно Древний Рим «переработал рассеянные обычаи международного права и слил их в единое поразительное по своей стройности целое» (Покровский И. А. История римского права. СПб., 1915. С. 2-3). Нравственную основу римских юридических правил подчеркивал крупнейший специалист в этой области Ф. К. Савиньи. «Римское право, - по словам З.М. Черниловского, - сделалось универсальным выражением римской культуры, соединив в себе достижения античной философии, исторической науки и этики, обобщением многовековой юридической теории и практики, восходившим к древним правовым системам Востока и Греции» (Черииловский З.M. Досоциалистическое право: прогресс, преемственность // Советское государство и право. 1975. № П. с. 102).