Оценка предприятий. Доходный подход
Глава 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.2. Право собственности и другие вещные права
Институт доверительного управления
Вновь введенный (п. 4 статьи 209 ГК РФ) институт доверительного управления собственностью позволяет собственнику, в том числе государству как субъекту предпринимательства, передавать другим лицам свои права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Это, однако, не приводит к праву собственности на переданное в доверительное управление имущество к доверительному управляющему. Тем не менее, не становясь собственником, доверительный управляющий имеет возможность владеть, пользоваться и распоряжаться доверенным ему имуществом в имущественном обороте от своего имени, но в интересах собственника. В этом существенное отличие доверительного управления от доверительной собственности, а также различие интересов и мотиваций доверительного собственника и доверительного управляющего.
Другая разновидность доверительного управления государственной собственностью - это механизм представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, вновь введенный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 625.
Названный механизм реализуется, как и в других формах доверительного управления, на основе договора Доверителя (в лице Госкомимущества России) и Поверенного (гражданина Российской Федерации, имеющего необходимую профессиональную подготовку). В целях смягчения влияния работников государственных органов на процесс управления акциями акционерных обществ, закрепленных (находящихся) в государственной собственности, в качестве Поверенных не могут выступать государственные служащие и лица, избранные в представительные органы либо в органы местного самоуправления.
Тем не менее, порядком заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ) предусматривается возможность продажи закрепленной в федеральной собственности части акций (долей, вкладов) или передачи в доверительное управление юридическому лицу закрепленной в федеральной собственности части акций (долей, вкладов), в отношении которой Поверенный является представителем интересов государства. Тем самым подчеркивается временность состояния, при котором государство представляет свои интересы в сфере хозяйственных обществ.
Более того, перечень вопросов, по которым решения органов управления акционерных обществ подлежат согласованию с Доверителем, как и прежде, ограничен вопросами внесения изменений и дополнений в учредительные документы, назначения и избрания конкретных лиц в органы управления и контрольный орган акционерного общества, получения кредитов размером более 10 процентов чистых активов акционерного общества, продажи и иного отчуждения недвижимого имущества, залога (ипотеки) недвижимого имущества (балансовая стоимость которого превышает определенную условиями договора долю процентов чистых активов акционерного общества), участия акционерного общества в создании иных организаций (в том числе дочерних предприятий) и финансово-промышленных групп, а также вопросами, относящимися к компетенции соответствующего органа управления в соответствии *' с законодательством и учредительными документами акционерного общества. Таким образом, Поверенный не вмешивается в текущую деятельность коммерческой организации.