Курс экономической теории
Раздел IV. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 50. Бюджет и межбюджетные отношения
Бюджетный потенциал в российской экономике
Бюджетный потенциал в российской экономике формируется на 84% за счет налоговых поступлений, из которых основная часть приходится на налоговые платежи юридических лиц, а доля прямого подоходного налога с физических лиц составляет около 10% налоговых доходов.
В условиях переходной экономики доходная часть бюджетной системы имеет еще одну объективную основу для формирования доходов: доходы от разгосударствления и приватизации. В результате особенностей приватизации данный вид доходов в Российской Федерации не получил развития.
Структура расходов бюджета (табл. 50.2) отражает глубокое реформирование и кризисное состояние экономической системы. Это проявляется прежде всего в «сжатии» бюджетных ассигнований на финансирование промышленности, энергетики, строительства, сельского хозяйства, науки и культуры.
В этих условиях неизбежно повышается удельный вес расходов на оборону, государственное управление, обеспечение правоохранительной деятельности и безопасности, хотя и эти потребности государства финансируются по принципу удовлетворения минимальных потребностей. Существенной остается доля расходов на социально-культурные мероприятия, что связано, с одной стороны, с сохранившимся высоким уровнем социальных гарантий, а с другой, с отказом многих приватизированных предприятий от содержания объектов социально-культурной сферы и их передачей на баланс бюджетной системы.
В структуре доходов и расходов имеет значение распределение их по уровням бюджетной системы (табл. 50.3).
Таблица 50.3. Распределение доходов и расходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации (в %)