Курс экономической теории
Раздел IV. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Глава 50. Бюджет и межбюджетные отношения
Бюджетный потенциал
Эффективность функционирования бюджетной системы и бюджетной политики в переходной рыночной экономике в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, способности бюджетного механизма аккумулировать в руках государства финансовые ресурсы.
В переходной экономике действуют новые факторы, условия и закономерности, влияющие на бюджетный потенциал и его динамику, формирующие основные бюджетные пропорции. Бюджетный (бюджетно-налоговый) потенциал характеризует потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который способно сформировать государство, или фактический объем бюджетных ресурсов, аккумулируемых бюджетной системой. Фактический бюджетный потенциал может быть исчислен в текущих ценах и в ценах с учетом показателей инфляции (реальный бюджетный потенциал - реальные доходы и расходы бюджетной системы).
Бюджетный потенциал страны характеризует ряд индикаторов: установленные федеральными законами доходные ресурсы государства; степень мобилизации бюджетно-налогового потенциала (т.е. соотношение установленных законами доходных ресурсов государства и имеющегося в стране реального бюджетно-налогового потенциала); основные бюджетно-налоговые резервы и потери; факторы роста бюджетно-налогового потенциала и их реализация в среднесрочной и долгосрочной перспективе; индикаторы бюджетно-финансовой безопасности государства и т.д.
Бюджетный потенциал позволяет оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования и поддержки экономики. Рост или падение бюджетного потенциала сказывается на их реализации.
Как правило, переходным экономикам свойственно значительное преуменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в силу низкой собираемости налогов. Например, в России в 1996-1997 гг. коэффициент собираемости налогов снизился до 50-55% от законодательно установленных параметров. Более взвешенная финансово-экономическая политика позволила в 1999-2000 гг. повысить собираемость налогов до 75% и мобилизовать дополнительные бюджетные ресурсы. В определенные периоды для финансовой политики имеют существенное значение различия между номинальным и реальным бюджетами. В условиях роста инфляции возникают инфляционные источники роста доходов и соответствующего инфляционного расширения объема расходов. Наоборот, в условиях снижения инфляции бюджет и предприятия теряют инфляционные доходы и, если смена инфляционной конъюнктуры не учитывается в полной мере в финансовой политике, это служит одним из факторов усиления бюджетного кризиса.
Бюджетный потенциал должен рассматриваться в качестве исходной базовой категории при разработке бюджетно-налоговой политики, финансового законодательства, механизма межбюджетных соотношений, социальной инвестиционной политики. Например, за истекшие годы рыночной реформы реальный бюджетный потенциал России сократился примерно в 4 раза. В этих условиях весьма сложной и актуальной проблемой является сдерживание потребительского, социально-иждивенческого подхода к расходованию бюджетных средств, что неизбежно ведет к недооценке инвестиционной деятельности.