Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Невидимое оружие конкуренции (Эффективная корпоративная культура)
Корпоративная культура коммерческого банка «Возрождения и развития»
Наконец, рассматривается корпоративная культура коммерческого банка «Возрождения и развития» (г. Пенза). Банк одним из первых в России еще в 2000 г. изучил свою корпоративную культуру и с тех пор неуклонно ее совершенствует. Диагностика корпоративной культуры основана на методе Г. Хофштеде и Д. Боллинже. Было установлено, что параметр «дистанция власти» имеет высокий индекс, что свидетельствовало о бюрократическом стиле управления. Приказы не обсуждаются; большинство подчиненных (80%) редко выражают несогласие с руководством, хотя предпочли бы работать с руководителем консультативного типа 70% сотрудников.
Параметр «Стремление к избежанию неопределенностей» имеет высокое значение, что свидетельствует о большой сопротивляемости изменениям, низкой мотивации на достижение целей, боязни неуспеха (репрессивный менеджмент).
Третья характеристика организационной культуры «индивидуализм – коллективизм». В банке большинство сотрудников предпочитают коллективистскую культуру, что означает стремление сотрудников иметь возможность обучаться и повышать свою квалификацию, иметь хорошие условия труда, полностью использовать свои знания. На практике в 2000 г. организация была ближе к индивидуалистическому типу организаций. Опираясь на данные исследования, были выработаны рекомендации по сближению ценностей сотрудников и корпоративной культуры банка.
Наконец, последний параметр корпоративной культуры – «Мужественность – женственность». Сотрудники разделяют ценности женской организационной культуры, что разделяет и руководство банка. Поэтому проделанный анализ позволил за 5 лет существенно изменить к лучшему корпоративную культуру банка.
В целом, лучшие организации в России осознали, что в условиях глобальных изменений в ценностях необходимо выстраивать новый тип корпоративной культуры. Каждая нация становится более многонациональной, коллективы как в глобальных, так и во многих национальных организациях неизбежно также станут многообразнее. У сотрудников будут различные ожидания, жизненный опыт, происхождение. Творчество и инновация порождаются разнообразием – разнообразием людей, их перспектив, идей и ценностных установок. Задача менеджмента человеческих ресурсов (HRM) создать такую корпоративную культуру, которая направила бы это разнообразие на достижение текущих и стратегических целей организации.