Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Корпоративная культура в современном менеджменте
1. Новая роль корпоративной культуры
Изменение ценностей
Те трансформации, которые произошли в экономике России, развитие рынка и рыночных отношений привели к смене корпоративной культуры многих организаций. Кроме того, все большее влияние оказывают глобальные изменения в ценностях. Новые сотрудники все чаще стремятся видеть смысл в задании, хотят заниматься ответственной, а не просто исполнительской деятельностью. Для них все более важным становится получение удовольствия от работы и положительные эмоции на работе, как и материальные и нематериальные стимулы и признание их заслуг.
В то же время и предприниматели ожидают от сотрудников иного отношения к труду. Разделение труда в рамках земного шара требует от сотрудников гибкости и мобильности. Все более востребована способность к высокой отдаче и готовность к ней. Это обусловило развитие глобальной корпоративной культуры в рамках ТНК.
Часто консультанты компании Ward Howel International слышат в России от кандидатов такие пожелания: «Я хотел бы работать в компании с прозападным стилем управления»; «Я настроен на работу в перспективной западно ориентированной компании, где мой профессионализм, карьерные ориентации смогут реализоваться»; «Я хочу работать в такой организации, где можно проявлять самостоятельность, профессионализм и где я чувствовал бы свою необходимость компании».
Разумеется, такие требования к организации – потенциальному работодателю – предъявляют профессионалы своего дела, которых, к сожалению, очень мало. Высокопрофессиональных рабочих сегодня в России всего 3 %, в то время как в США и странах Западной Европы их более 45 %. Профессионалов в других областях также в нашей стране все меньше. Как отмечает О. Дмитриева – депутат Государственной Думы РФ, член комиссии Госдумы по бюджету и налогам, - «Идет деградация научного потенциала страны. Сказался отъезд за границу 200 тысяч ученых и те условия, в которых выживает высшая школа» (http//subscribe.ru?archive/press.vip/200606/22115600.html (июнь 2006 г.)). Те немногие профессионалы, кто еще остался в России, заставляют компании учитывать их ожидания, чтобы они пришли и остались у работодателя. Без профессиональных, творческих и мотивированных сотрудников в век знаний, когда инновации должны быть нормой, ни одна организация не может рассчитывать на длительный успех.