Менеджмент в эпоху глобализации: Сб. статей
Предприниматели России: вчера, сегодня, завтра
2.2. Условия современного предпринимательства в России
В любой стране условия предпринимательства определяются тремя типами факторов: цивилизационный тип, макросоциальный и ситуационный.
Цивилизационный тип факторов - это историческая память и культурная традиция страны. В России - это многовековая культура, включившая в себя господство монархических и социалистических принципов и идеалов. Но кроме памяти о различных политических системах, существуют культурные и духовные традиции России, как особой цивилизации, что оказывает существенное влияние на условия предпринимательства в нашей стране.
Макросоциальный тип факторов определяется спецификой переходного периода России и бывших социалистических стран. Старое государство, его идеология и экономический базис разрушены, новое еще только предстоит создать. Сегодня к вакууму ценностей добавляется вакуум власти. Неопределенность цели развития сочетается с политической нестабильностью, противоречивостью законов, борьбой представительной и исполнительной властей при слабости судебной - все это создает плохие предпосылки для нормального и здорового развития предпринимательства.
Ситуационный социально-экономический тип факторов характеризуется прежде всего ролью государства в обществе, отношениями между гражданами страны и между личностью и государством. В России население привыкло к тому, что ряд авторов называет государственным патернализмом (вкладывая в это понятие исключительно негативный смысл). По мнению этих авторов, именно привычка населения к патернализму государства побуждает граждан России с недоверием относиться к предпринимателям и частной собственности (См.: «Soviet Economy», Vol. 7, Nr. 3, 1992, pp. 256 - 275.).